Введение ОРКиСЭ
Одним из современных направлений в школе в рамках реализации ФГОС является введение в школьный образовательный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ), цель которого заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональ
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р с 1 сентября 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации:
- вводится комплексный учебный курс для общеобразователь
- комплексный учебный курс ОРКСЭ включён в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»)
- комплексный учебный курс ОРКСЭ изучается в объёме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года. Предусмотрено увеличение количества учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования за счёт регионального компонента, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»)
Нормативно-право
-
Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравстве
нной личности»); -
Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);
-
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632);
-
Письмо Министерства образования и науки РФ № МД-942/03 от 18 июля 2011 года;
-
Письмо ФГО учреждений дополнительного профессиональног
о образования АПК и ППРО от 24 августа 2011 года № 424; -
Протокол заседания Межведомственног
о координационного совета по реализации плана мероприятий, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, (протокол заседания от 19.09.2011 г № МД-30/03 пр. №7); -
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03;
-
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
-
Постановление Правительства РФ от 5.10.2010;
-
Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004г. № 1089;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312;
-
Распоряжение правительства Тюменской области от 28.01.2012 г. №84-р о порядке работы по введению курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитате
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическ
Методические рекомендации составлены на основе анализа вариантов введения курса «Основы религиозных культур и светской этики», предложенных Министерством образования и науки Российской Федерации
Изучение комплексного курса «Основ религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:
-
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-
формирование готовности к нравственному самосовершенство
ванию, духовному саморазвитию; -
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-
об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственност
и; -
осознание ценности человеческой жизни;
-
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи комплексного учебного курса ОРКСЭ:
-
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
-
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысло
вых мировоззренчески х позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; -
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиона
льной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:
-
социально-психол
огические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтност ь, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ; -
к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;
-
в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразователь
Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин в том числе и предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является освоение школьниками культуроведческо
В рамках культуроведческо